МОУ "Заречненская школа" Джанкойского района

 




Министерство образования и науки Российской Федерации
Вам понравился наш сайт?
да
нет
очень интересный
Смотреть Результаты
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

Страничка-психолога

Как справиться с гиперактивным ребенком? Как засадить его учиться?

Признаки неблагополучия

Типичный обладатель синдрома СДВГ – это «вождь краснокожих» из рассказа О’Генри. Но кроме излишней двигательной активности у него наблюдаются:

  • нестабильность веса: он то прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на повышенный аппетит.

Гиперактивные дети жаждут внимания, навязчивы, встревают в разговоры взрослых, перебивают собеседников, не соблюдают правил игры… Дети отказываются общаться с ними, вызывая тем самым у «вечных живчиков» раздражение, ревность, зависть.

Агрессивен или несдержан?

Гиперактивных детей часто обвиняют в агрессивности. Но они скорее импульсивны. Такой ребенок может налететь, пихнуть, повалить, разрушить, но это не целенаправленная агрессия. Таким детям не свойственна зависть, жадность. Они, наоборот, готовы дружить. Хотя дружба у них поверхностна: они не умеют терпеть, жертвовать.

В каком возрасте проявляется СДВГ?

Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное время, может указывать на будущую гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность проявляется в первый год. Младенец с трудом выдерживает пеленание, очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. Но явно гиперактивность видна в первый школьный год, когда все дети могут высидеть урок, а наш живчик – нет.

В чем причина?

Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели поведения.

Что делать родителям?

Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.

Лекарство – спорт

В школьном возрасте гиперактивным детям необходима спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но для ребенка постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные правила.

Подростки

Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим бо´льший родительский контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.

Прогноз на будущее

Им по душе работа, связанная с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или страховой агент. С повышенным вниманием окружающих: актер, танцор… С путешествиями: фотокорреспондент… Они могут стать хорошими организаторами. Если только не дать им пойти по кривой дорожке.

Личное мнение

Результат я вижу по дочери и сыну: они очень талантливые. Им нравится музыка, пускай ею занимаются. Дочери 9 лет, она участвует в моих концертах, поет бэк-вокалом. Думаю, и сын, как подрастет, тоже будет ей подпевать."

Коррекционные игры при детских страхах. Тогда им станет понятно, чтоОт одного года до трех летот семи до одиннадцати леттравматический опыт-психические заболеванияВо-первых,разговоры взрослых о болезнях и несчастьяхВ-четвертых,отсутствие общения со сверстниками<span arial';color:#000000"="">Так что прежде чем приступить непосредственно к работе по уменьшению (или устранению) страхов у вашего сына или дочери, постарайтесь выявить все обстоятельства, которые могут влиять на возникновение этой эмоции, и принять соответствующие меры по их изменению.

Коррекционные игры при детских страхах. Тогда им станет понятно, чтоОт одного года до трех летот семи до одиннадцати леттравматический опыт-психические заболеванияВо-первых,разговоры взрослых о болезнях и несчастьяхВ-четвертых,отсутствие общения со сверстниками<span arial';color:#000000"="">Так что прежде чем приступить непосредственно к работе по уменьшению (или устранению) страхов у вашего сына или дочери, постарайтесь выявить все обстоятельства, которые могут влиять на возникновение этой эмоции, и принять соответствующие меры по их изменению.

 

Детские страхи.doc

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКА

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

 

 

Рекомендации для родителей

Ваш ребенок – это Ваше будущее, Ваше продолжение. И вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило Ваши достоинства, но и приумножило их. Мы – школа, учителя, тоже искренне заинтересованы в том, что бы Ваш ребенок стал гармоничным Человеком, культурной, самостоятельной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой Личностью.

Мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитании ребенка.

Для этого мы предлагаем общую, единую стратегию.

1.            Принимать ребенка таким, какой он есть.

2.            Личный пример – лучший способ объяснения.

3.            Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. ( В.А. Сухомлинский «Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем»).

4.            Если в доме добрые, уважительные отношения друг к другу, если родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков.

5.            Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, но не делайте за него того, что он может и должен выполнить сам. Поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы.

6.            Не страшно, если ребенок сделает что-то не так, - ему полезен опыт ошибок. Если что-то не получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните все еще раз.

7.            Выработайте с ребенком эффективный режим дня и строго следите за его соблюдением.

8.            Нужно установить определенные правила уборки и всей семьей им четко следовать.

9.            Нужно учить ребенка различать «добро» и «зло». Осознавать вред курения, алкоголя, наркотиков. Осознавать недопустимость и вред лжи, предательства, унижения другого и трусости.

10.         Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

11.         Приучайте заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке и т.д., с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, счастливых супругов.

12.         Главное средство воспитания – это пример родителей, их поведение. Слова – вспомогательное средство.

                                                                                                                                                                                   

Советы родителям

1.      Отмечайте небольшие достижения ребенка, как большие победы. Похвалить за дело -  не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше все получится.

2.      Занимаясь с ребенком, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идет постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые.

3.       Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.  Такие сравнения обижают и отбивают всякую  охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребенка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».

4.       Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребенку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.

5.       Вы должны быть по-настоящему заинтересованы занятиями, ребенок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, бабушка и т. д.) - это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!

6.      Составьте список тех качеств, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке, и против каждого пункта пометьте, являетесь ли вы в данном вопросе примером для подражания.

7.       Ищите возможность проиллюстрировать детям, как вы сами ищете счастье и смысл в своей жизни. Делитесь с ними за обеденным столом своими успехами, идет ли речь о вашей работе, любимых занятиях, семейной жизни или отношениях с друзьями. Дети видят лишь то, какими счастливыми и довольными своей жизнью мы кажемся. Их впечатляет не ваша работа, не занимаемое вами положение в обществе, не ваша зарплата, а то выражение счастья, успеха и довольства, которое мы демонстрируем им.

8.      Присмотритесь к другим людям, которые могли бы оказать позитивное влияние на жизнь вашего ребенка.  Если вы хотите видеть в своем ребенке какое-то качество, которое в изобилии имеется у вашего друга, этот человек мог бы стать наставником для вашего ребенка. Ищите возможность познакомить своего ребенка с положительными людьми в вашем окружении.

 

Семь правил формирования у ребенка положительной, объективной, здоровой самооценки

1.                  Любите ребенка.

Подавляющее большинство родителей любят своих детей. Во всяком случае, они говорят об этом, но очень часто совершают ошибки именно из самых лучших побуждений. Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, прогулки, занятия спортом, походы в театры, работа по дому и т.д. Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим детям. Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

            Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

2.                  Развивайте чувство компетентности у ребенка.

У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями. Ни один человек не может быть успешным во всем, не реально этого требовать и от вашего ребенка. Вы должны находиться в постоянном поиске тех сфер деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя с самой лучшей стороны и добиться хороших результатов.

3.                  Больше поощряйте и меньше наказывайте.

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. Это в значительной степени повысит его самооценку..

4.             Предоставляйте ребенку самостоятельность.

Никогда не делайте за своего ребенка то, что он уже может сделать сам.

Взрослые  не  доверяют  ребенку делать  многие вещи самостоятельно, так как уверены, что он сделает плохо, медленно, не аккуратно и т.д. Если за ребенка всегда и все будут делать взрослые, он ничему и не научится. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

5.             Не требуйте от ребенка невозможного.

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

6.             Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек.

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил он должен участвовать в оказании помощи другим людям: ходить за продуктами для больной одинокой соседки, сажать деревья около дома, навещать заболевшего товарища и т.п. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовлетворение от помощи людям; они почувствуют себя «взрослыми», способными отложить собственные дела ради других, это тоже поднимает самоуважение. Когда же они действительно станут взрослыми, то, услышав призыв о помощи, не станут долго раздумывать, внутренний голос подскажет им, как правильно поступить. Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.

7.                  Меньше критикуйте ребенка.

Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки». Вот ребенок нечаянно разлили чай на скатерть: «Неуклюжий! Вечно у тебя все падает из рук». Вы торопитесь, ребенок «медленно» одевается: «Копуша, вечно с тобой всюду опаздываем».Подобные фразы называют фразами-убийцами – они постепенно убивают в ребенке самоуважение, снижают его самооценку, внушают ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был таким, откажитесь от подобных реплик. Только похвала и поддержка за все, что делает ребенок хорошо или сделал сегодня что-то лучше, чем вчера, и помощь в том, что у него пока не очень хорошо получается.

 

 

Права и обязанности ученика.doc